(Чепур[а] Григорий Маркеллович; 19.12.1874, близ Херсона - 14.03.1933, Панчево, Сербия), архиеп. Русской православной Церкви за границей (РПЦЗ). Род. в семье военного. С раннего детства интересовался церковным пением и богослужением. По окончании с золотой медалью гимназии в 1892 г. поступил в КДА, где учился на одном курсе с М. Н. Скабаллановичем. В 1896 г. окончил КДА со степенью канд. богословия за соч. «Типикон Великой Константинопольской Церкви: Исторический очерк». В том же году пострижен в монашество, рукоположен во иерея и определен преподавателем в Новгородскую ДС. С кон. 1896 г. преподавал гомилетику и литургику в Александровской (Ардонской) ДС (Владикавказская епархия), в 1899 г. назначен инспектором Александровской ДС. С 1901 г. занимал должность инспектора Могилёвской ДС. В 1902 г. возведен в сан архимандрита и назначен ректором Полтавской ДС. Из-за конфликта с профессорско-преподавательским составом семинарии в 1906 г. переведен в Москву на должность синодального ризничего и настоятеля ц. Двенадцати апостолов в Московском Кремле. В 1908 г. Московским и Коломенским митр. сщмч. Владимиром (Богоявленским) Г. назначен ректором Вифанской ДС.
30 дек. 1909 г. по представлении Кишинёвского архиеп. сщмч. Серафима (Чичагова) Г. определен и 17 янв. 1910 г. рукоположен во епископа Измаильского, 2-го викария Кишинёвской епархии. С 22 нояб. 1911 г. 1-й викарий Кишинёвской епархии с титулом «епископ Аккерманский». Активно занимался текущей епархиальной работой при частых отъездах правящих архиереев Серафима (Чичагова), Платона (Рождественского), Анастасия (Грибановского). Принимал участие в работе Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. После захвата в 1918 г. румын. войсками Бессарабии Г., к-рому было поручено временное управление Кишинёвской епархией, отказался исполнить канонически незаконное требование войти в юрисдикцию Румынской Православной Церкви, вслед. чего он и Измаильский еп. Дионисий (Сосновский) были насильственно высланы из епархии. 20 июня 1918 г. Г. прибыл в Одессу. После доклада Патриарху св. Тихону об изгнании из Кишинёвской епархии получил назначение на Челябинскую и Троицкую кафедру, но в связи с военными действиями отбыть к месту назначения не смог. Осенью 1918 г. Киевским митр. Антонием (Храповицким) назначен руководителем пастырско-миссионерского уч-ща в Бизюковом Пропасном во имя сщмч. Григория, просветителя Армении, муж. мон-ре Херсонской епархии. Участвовал в работе Юго-Восточного Русского Церковного Собора в Ставрополе (19-24 мая 1919), на к-ром он был избран кандидатом в члены Временного высшего церковного управления на Юго-Востоке России.
В нач. янв. 1920 г. вместе с архиепископами Евлогием (Георгиевским) и Георгием (Ярошевским), епископами Митрофаном (Абрамовым) и Аполлинарием (Кошевым) Г. эмигрировал из Новороссийска и 18 февр. прибыл в Белград. По благословению Белградского митр. Димитрия (Павловича, впосл. Сербский Патриарх) Г. поселился в Гргетегском мон-ре. В июле 1921 г. включен в состав Высшего церковного управления за границей. Участвовал в работе Карловацкого Собора 1921 г., где возглавлял просветительский отдел. 2 сент. 1922 г. избран членом Архиерейского Синода РПЦЗ. Был законоучителем в Харьковском девичьем ин-те имп. Марии Феодоровны в г. Нови-Бечей, затем в 1-й русско-серб. девичьей гимназии в г. Велика-Кикинда. Часто приезжал в Белград, где читал лекции для членов Белградского братства прп. Серафима. По поручению Архиерейского Синода РПЦЗ рецензировал изданную митр. Антонием (Храповицким) в 1924 г. кн. «Опыт христианского православного катехизиса», на к-рую Г. был составлен одобрительный отзыв. В кон. 20-х гг. в связи с ухудшившимся состоянием здоровья был вынужден оставить преподавательскую деятельность. 13 мая 1930 г. решением Архиерейского Синода РПЦЗ возведен в сан архиепископа. Скончался после тяжелой и продолжительной болезни.
По отзывам современников, Г. был прекрасным специалистом в области литургики и церковного пения, одним из лучших проповедников своего времени. Архим. Киприан (Керн) отмечал, что Г. «был тонкий литургист, отличный знаток истории каждого чина, ценитель и знаток богословского смысла каждого последования, каждой молитвы, каждой стихиры» (Киприан (Керн), архим. С. 132). Г. большое внимание уделял многоголосной обработке церковных распевов (знаменного, киевского, греческого, сербского). Большинство богословских, литургических и муз. рукописей Г. было утеряно при отъезде в эмиграцию, сохранились конспекты его лекций в Белградском братстве прп. Серафима, а также записи нек-рых проповедей Г. В наст. время часть его муз. произведений готовится к публикации церковнопевч. комиссией при Архиерейском Синоде РПЦЗ.